Учебная программа по предмету "Счет" для детей с УУО, обучение на дому
Учебная программа разработана в соответствии:
- с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080
- Типовой учебной программы по предмету «Счет» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 5-9 классов уровня основного среднего образования(Приложение 155 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352).
- С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Математика - один из основных общеобразовательных предметов во вспомогательной школе, который изучается детьми на протяжении всех лет школьного обучения.
Цель учебного предмета – формирование у обучающихся доступных им математических знаний, умений и навыков, способствующих их успешной интеграции в общество и подготовке к самостоятельной трудовой деятельности.
Основными задачами учебного предмета «Счет» являются:
- формирование у детей таких математические представлений, умений и навыков, которые помогут им наилучшим образом адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственно-трудовой и профессиональной деятельностью;
- формирование и развитие предметно-практической деятельности, моторной ловкости, положительных эмоционально-волевых и личностных качеств, познавательной сферы;
- развитие интереса к учебным занятиям, умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Поскольку математические понятия имеют сложные иерархические связи, то в основе построения программы лежит принцип концентричности. Этот принцип создает условия для поступательного характера формирования понятий и навыков у школьников, для непрерывного повторения и закрепления ранее изученного, и для реализации внутрипредметных логических связей, которые имеют место в школьном курсе математики. Имеются ввиду связи между разделами: нумерация и арифметические действия; арифметические действия, величины и арифметические задачи; величины, арифметические действия и элементы наглядной геометрии; и т.д.
Типовая программа реализует право лиц с интеллектуальной недостаточностью развиваться в собственном темпе. В связи с этим, учебный материал распределен не по годам обучения, как это имеет место в традиционных программах, а по образовательным этапам. При этом изучение математического материала каждого этапа не ограничено временными рамками. Темп продвижения учащегося в учебном материале определяет учитель, ориентируясь на его возможности.
Планирование учебной программы по предмету «Счёт» как уже было сказано выше, осуществляется учителем самостоятельно с учетом возможностей учащихся класса.
Организационные особенности
Неправомерно предъявлять жесткие требования к объему учебного материала, изучаемого на уроке, также как и к объему заданий, выполненных учащимися в тетради. Объем и сложность учебного материала определяются учителем исходя из возможностей учащихся класса, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ученика.
Выбирая формы и методы взаимодействия с учащимися на уроке, учитель должен помнить, что наибольшей трудностью для учащихся вспомогательной школы является перенос знаний в измененную ситуацию.
Помимо традиционных для математики, необходимо чаще использовать такие формы и методы обучения как экскурсия, интегрированные уроки (математики и профессионального труда, математики и социально-бытовой ориентировки), практические работы, деловые и дидактические игры.
Настоящей программой заданы условия для реализации принципов дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся в процессе обучения математике, а также - перехода к безотметочному обучению детей во вспомогательной школе.
Основными разделами курса «Счет» во вспомогательной школе являются следующие: нумерация чисел в пределах 20, арифметические действия, величины и единицы их измерения, элементы наглядной геометрии, текстовые арифметические задачи.