МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие умений и навыков у детей дошкольного возраста имеет особое значение в обеспечении качественных услуг дошкольного образования.
Согласно Государственной программе развития образования и науки на 2016-2019 годы с сентября 2017 года в дошкольные организации и предшкольные классы общеобразовательных школ республики внедрена система индикаторов по отслеживанию уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Индикаторы – это ожидаемые результаты по образовательным областям как показатели достижений ребенка в соответствии с его возрастом. Ожидаемые результаты определены в Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.
Достижение ребенком ожидаемых результатов определяется путем постоянного наблюдения педагогами за развитием ребенка, т.е. диагностики.
Мониторинг рассматривается как специально организованное, систематическое наблюдение за динамикой развития умений и навыков ребенка, способствующее выявлению его особенностей, нуждающихся в корректировке, изменении способов взаимодействия, попечении и внимании со стороны педагогов.
Мониторинг позволит определить динамику развития умений и навыков ребенка на разных этапах и перспективу дальнейших действий педагога по индивидуальной работе с ребенком.
Цель методических рекомендаций – обеспечение единого подхода к мониторингу по отслеживанию развития умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации способствуют решению следующих задач:
-сбор и обработка информаций, направленных на улучшение качества предоставляемых услуг дошкольным образованием;
-выявление уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста с учетом требований Типовой учебной программы;
-индивидуальное и групповое проектирование образовательного процесса.
Методические рекомендации включают следующие разделы: «Основные подходы к проведению мониторинга развития умений и навыков у детей дошкольного возраста», «Методика подсчета уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста» Ожидаемый результат: единый подход к отслеживанию развития умений и навыков у детей дошкольного возраста позволит получить достоверные данные о качестве дошкольного образования, оценить динамику достижений детей, обеспечить планирование дальнейшей работы с ними.
3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
КПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При проведении мониторинга уровня развития детей педагог должен знать:
-требования ГОСДВО;
-содержание Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения;
-порядок заполнения Листа наблюдения и Индивидуальной карты развития ребенка;
владеть:
-основами дошкольной педагогики и психологии;
-методами измерения уровня развития умений и навыков ребенка: наблюдение, создание игровых ситуаций, деловая игра, беседа, вопросы и ответы, результаты продуктивных видов деятельности и др.;
-методикой подсчета уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста;
-информационно-коммуникативными технологиями.
Субъектом мониторинга являются дети от 1 до 6 лет.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей, соответствующие их возрасту и ожидаемым результатам образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».
Требования Стандарта предполагают наличие 3-х уровней развития ребенка и осуществляются на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом:
1-уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и
знания;
2-уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;
3-уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.
Методы получения результатов мониторинга:
-наблюдения за детьми;
-беседы;
-анализ продуктов детской деятельности;
-диагностические ситуации.
Ведущий метод - наблюдение, который проводится за ребенком в повседневной жизни, в естественных условиях.
Развитие умений и навыков у детей дошкольного возраста имеет особое значение в обеспечении качественных услуг дошкольного образования.
Согласно Государственной программе развития образования и науки на 2016-2019 годы с сентября 2017 года в дошкольные организации и предшкольные классы общеобразовательных школ республики внедрена система индикаторов по отслеживанию уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Индикаторы – это ожидаемые результаты по образовательным областям как показатели достижений ребенка в соответствии с его возрастом. Ожидаемые результаты определены в Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.
Достижение ребенком ожидаемых результатов определяется путем постоянного наблюдения педагогами за развитием ребенка, т.е. диагностики.
Мониторинг рассматривается как специально организованное, систематическое наблюдение за динамикой развития умений и навыков ребенка, способствующее выявлению его особенностей, нуждающихся в корректировке, изменении способов взаимодействия, попечении и внимании со стороны педагогов.
Мониторинг позволит определить динамику развития умений и навыков ребенка на разных этапах и перспективу дальнейших действий педагога по индивидуальной работе с ребенком.
Цель методических рекомендаций – обеспечение единого подхода к мониторингу по отслеживанию развития умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации способствуют решению следующих задач:
-сбор и обработка информаций, направленных на улучшение качества предоставляемых услуг дошкольным образованием;
-выявление уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста с учетом требований Типовой учебной программы;
-индивидуальное и групповое проектирование образовательного процесса.
Методические рекомендации включают следующие разделы: «Основные подходы к проведению мониторинга развития умений и навыков у детей дошкольного возраста», «Методика подсчета уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста» Ожидаемый результат: единый подход к отслеживанию развития умений и навыков у детей дошкольного возраста позволит получить достоверные данные о качестве дошкольного образования, оценить динамику достижений детей, обеспечить планирование дальнейшей работы с ними.
3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
КПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При проведении мониторинга уровня развития детей педагог должен знать:
-требования ГОСДВО;
-содержание Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения;
-порядок заполнения Листа наблюдения и Индивидуальной карты развития ребенка;
владеть:
-основами дошкольной педагогики и психологии;
-методами измерения уровня развития умений и навыков ребенка: наблюдение, создание игровых ситуаций, деловая игра, беседа, вопросы и ответы, результаты продуктивных видов деятельности и др.;
-методикой подсчета уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста;
-информационно-коммуникативными технологиями.
Субъектом мониторинга являются дети от 1 до 6 лет.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей, соответствующие их возрасту и ожидаемым результатам образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».
Требования Стандарта предполагают наличие 3-х уровней развития ребенка и осуществляются на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом:
1-уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и
знания;
2-уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;
3-уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.
Методы получения результатов мониторинга:
-наблюдения за детьми;
-беседы;
-анализ продуктов детской деятельности;
-диагностические ситуации.
Ведущий метод - наблюдение, который проводится за ребенком в повседневной жизни, в естественных условиях.