"Развитие общей культуры поведения учащихся начальных классов с ОВЗ через гендерное воспитание"

Поделитесь с данным материалом

Опубликовал(а): SuperAdmin, 2.08.2018
Категория: Коррекционная школа, 421, 0


Вопросы нравственного развития и патриотического воспитания, общей культуры поведения ,совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, грубость и бестактность, высокий уровень детской преступности,  алкоголизма и наркомании, вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует как проблему нравственного воспитания молодежи в целом, так и формирования основ нравственных представлений у младших школьников в частности.
Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, когда  происходит его вхождение в мир  социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение  к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Поэтому, главной целью школы является оградить воспитанников от мира жестокости и грубости, познакомить их с принципами морали и этики, способствовать формированию нравственных представлений, чувств, навыков дисциплинированного поведения.  Так как:
во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно  обрушиваются  на чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности; 
 в-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждённых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия  данного поступка для окружающих людей.
При выстраивании работы по воспитанию, я опираюсь на следующие документы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан».
Закон «Об образовании».
В послании Президента страны народу в разделе «Миссия Казахстана» говорится: «Народ будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении……Он будет патриотом своей, известной и уважаемой во всем мире страны».
Эти задачи находят отражение в «Законе об образования» ст 8, в которой отмечены задачи, состоящие перед педагогами – это воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, понимание сущности и значения государственных символов, уважение к традициям народа, воспитания истории, культурных, обычаев и традиций казахского и других народов Республики.  

  Успешность обучения детей уже в школьном возрасте во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Поэтому стараюсь учитывать гендерные различия. Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются, не желают выполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы взрослый проговорил условия деятельности в группе, без этого им не понятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у взрослого. При неблагоприятных условиях, например, когда действия взрослых не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают стратегию, навязанную им взрослыми, а мальчики стараются уйти из-под контроля, не подчиниться, так как принять им несвойственное мальчикам исключительно трудно.

В своей воспитательной работе по формированию нравственных представлений, чувств, патриотизма навыков и привычек дисциплинированного поведении использую игровую технологию (второй год) «Солнечные одуванчики». Хотя и называю эту форму работы игрой, но на самом деле это очень серьёзная, ежедневная работа. Строя воспитательную деятельность руководствуюсь принципами: индивидуальности, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Первый раздел игры, цель которого патриотическое воспитание, через знакомство детей с символами нашего государства (флаг, герб, гимн) и развитие творческих способностей через создание своих символов.
Сначала мы выбрали название своему классу («Одуванчики»), а потом девиз: «Держаться вместе, чтоб не сдуло!» Своим гимном выбрали песенку «Маленькая страна!». Затем придумали свой герб,
 на котором изобразили весёлый одуванчик.А объясняется это так: «Мы любим, учиться, и дружны, как солнечные одуванчики».
 Работая в этом направлении, для  того чтобы привить любовь к своей стране, республике, городу, школе в которой учимся, проводилась работа посредством проведения различных форм и деятельности: беседы (на правовых планёрках и часах общения) «Я –патриот своей страны», «Мой город - Рудный», «Символы Республики Казахстан», «Что такое гражданин», «С чего начинается Родина». Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков. Данные темы отражены в календарно- тематическом планировании по предмету «Мир вокруг». Детям и родителям предлагаю совместно со мной подготовить к уроку презентацию.Рассматриваются иллюстрации и картины о родном крае. Ребята с интересом смотрят видео–ролики о Республике Казахстан, где знакомятся с красотой и богатствами нашей Родины.
Результат проведенной работы показал, что уровень знаний у детей заметно возрос. Дети хорошо усвоили символику нашей страны, расширились и углубились представления детей о родном доме, адресе. В прошлом году посетили городской музей, где дети смогли узнать о жизни, традиции обычаях казахского народа. Все знания для них были новыми, интересными и очень необычными. Дети познакомились с устройством и убранством юрты, а также с войлочными изделиями, (как их изготовляют, из чего делают), украшающими юрту: текеметы, сырмаки, очень мягкими и теплыми, удобными для казахов, ведущих кочевой образ жизни. Данные темы встречаются при работе с бумагой (выполнение аппликации) на уроках ручного труда.
Второй раздел игры составление «Кодекса класса» и выборы органов управления. Цель данного мероприятия - это правовое и нравственное воспитание учащихся класса. Определив основные правила школьной жизни в нашем классном коллективе, в которых предусмотрены не только права, но и обязанности воспитанников. «Кодекс класса» состоит из:
-закона жизни класса;
-закона о дежурстве;
-закона об учебных принадлежностях;
-закона о собственности.
Создание «Кодекса класса» помогло формировать у воспитанников представление:
-закон,
-право,
-обязанность,
-дисциплинированность,
-свобода.
Ребята поняли, что почувствовать себя полноправным гражданином своей страны можно тогда, когда не нарушаются твои права. Все занятии («Что такое право», «Право на жизнь», «Ваши обязанности и права», «Закон и мы», «Право на защиту», «Я и мои права» и т.д.), построены на основе анализа жизненных ситуаций, примеров из детской литературы, которые помогают учить воспитанников жить по правилам добра и милосердия.
Третьим раздел игры является выбор «Органов управления».
Цель данного раздела :
-распределение поручений между воспитанниками;
-научить выполнять порученные дело ответственно;
- вырабатывать у детей привычку активно участвовать в выполнении поручений.
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Отвечая за свой сектор работы, за порученное дело у учащихся вырабатываются такие нравственные качества как ответственность, трудолюбие, сплочённость - работать в коллективе.
Четвёртый раздел игры «Будь вежливым и аккуратным».
 Одним из принципов нравственного и патриотического   образования является учёт возрастных и индивидуальных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью Первая особенность высшей нервной деятельности всех детей с интеллектуальной недостаточностью — это слабость замыкательной функции коры головного мозга. Она выражается в том, что у этой категории детей с большим трудом, значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи. Особенно это касается сложных связей. Из сказанного понятно, что с большим трудом формируются и соответствующие нормы поведения. Слабость замыкательной функции коры головного мозга проявляется также в том, что сформировавшиеся связи оказываются непрочными. Поэтому необходима систематическая работа по нравственному просвещению воспитанников. Восприятие и понимание воспитанниками таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «уважение к старшим», «вежливое обращение», умение различать хорошие и плохие поступки людей, расширить знания воспитанников об этике, о правилах знакомства, правилах поведения в общественных местах, на улице, в гостях, школе, о внешнем виде воспитанников.
Уроки по предмету «Культура поведения» способствуют формированию представлений о красоте поступка, умению жить в гармонии с окружающим миром, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах. В этом направлении проводятся различные виды и формы воспитательной деятельности: беседы «Твой внешний вид», «Я - ученик», «Что такое школьная дисциплина», «Мальчик и девочка», беседа-игра «Правила поведения за столом», «Культура общения», беседа с элементами ролевой игры «Правила этикета. Знакомство», беседа - размышление «Быть хорошим совсем непросто», беседа-практикум «Как вести себя за
столом. Сервировка стола», «Ты идёшь в гости», «Твой внешний вид» «Поведение в столовой», «Правила поведения в общественных местах», «Поведение на улице, библиотеке, театре, на уроке, в
транспорте, на перемене», «Мои товарищи - вежливое отношение к ним», «Зачем быть вежливым», «Школа - мой дом»,«Я и моя семья»,«Учимся общаться» «Что такое этикет», «Учимся общаться», «Если хочешь быть здоров», «Добро и зло», «Правда и ложь»и другие.
В классе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Я опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя школьные родительские лектории, спортивные праздники с участием родителей. Ежегодно участвуем в этапе областного фестиваля.

Для того, чтобы ребята, которые прибывают в класс, быстро адаптировались к школьной жизни, преодолели страх, беспокойство в своей работе использую различные стили общения, увлечённости, дружеский, идеологический, которые помогают создать условия для развития и совершенствования, а также объединить коллектив класса творческой деятельностью, которая интересна и значима для воспитанников.

 Для формирования нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения использую
словесные методы (этическая беседа, рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение (внушение) нравственной ситуации;
наглядные (иллюстрация, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки );
-  практические (упражнение, направленное на практическое  применение полученных нравственных представлений:, изложение, опрос, размышления на этическую тему);
- познавательные и организационно-деятельностные: пример (положительный и отрицательный пример).
Приёмы:
-использование вербальных и реальных ситуаций (что бы ты сделал если бы встретил старушку, которая несёт тяжёлые сумки);
-использование пословиц;
-использование художественного слова;
-исполнение песен, частушек;
-сопоставление различных точек зрения, мнений воспитанников;
-предложение воспитанникам высказать своё отношение к определённым поступкам, событиям, оценить их;
-использование сравнений и сопоставлений (хорошо-плохо, добро-зло и др.);
-игровые приёмы (спрашиваю-отвечаю, «Волшебный стул» «Тень» «В магазине вежливых слов» и др.,
 - показ инсценировки;
 - показ инсценировки с музыкальным сопровождением и сюрпризным   моментом;
- Задание творческого характера (рисунок- проект «Солнце доброты»);
-инсценировка жизненных ситуаций;
-вопросы учителя к детям и детей к учителю (что бы вы хотели узнать…, о чём бы вы спросили…);
-разнообразное начало занятия (разминка, аутотренинг, ритуал «Настроение»- и др.);
-рассматривание иллюстраций, слайдов и одновременное чтение воспитателем стихов;
- анализ поведения (пример): героев художественных произведений, фильмов;
- Закрыть глаза и представить…
- Приём пиктограмм;
- Анализ иллюстраций к стихотворениям, сказкам, рассказам.
Одним из важных разделов игры является анкетирование и тестирование, которое проводится в начале и в конце года для анализа проведённой работы
В классе – на начало года 7 чел ( 3 чел дом.обучение), принимало участие в анкетировании 3 человека.
Методика «С кем бы ты хотел дружить» - целью которой определение
основной направленности ценностных ориентаций младших школьников с интеллектуальной недостаточность. Учащимся были предложены качества человека (умный, добрый, сильный, весёлый), из которых им было необходимо выбрать и подчеркнуть с каким человеком обладающим тем или иным качество они бы хотели дружить. Результат исследования показал, что 66% (2 уч-ся) хотят дружить с умными, 33% (1 уч-ся) с сильными, 0% с весёлыми, 0% с добрым. Исходя, из исследования можно сделать вывод, что большинство детей ценят ум – это положительный результат.
«Что я могу сказать о себе». Данная методика помогает определить каким хочет стать учащийся. Результаты исследованияпоказали, что 33% (1 уч-ся) считает себя добрым и вежливым, а 66% (2 уч-ся) , что они не всегда добрые и вежливые, из чего видно, что учащиеся отвечали честно.
«Моё желание». Детям предлагались 3 желания, из которых необходимо было выбрать одно. Анализ показал, что 33% (1уч-ся) хочет стать красивым, 33% (2 уч-ся) стать сильным. Из исследования видно, что воспитанники больше ценят такое качество личности как красота.
«Вежливость». Тест. Данная методика помогла нам выявить знают ли учащиеся правила вежливости. В ходе исследования было выявлено, что 66% (2 уч-ся) знают, что правила вежливости, 33% (1чел.) плохо усвоил правила вежливости.


Есть все основания считать, что оптимальное сочетание форм воспитательной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации являются необходимым и важнейшим условием развивающей направленности воспитания, как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося. Необходимо только найти наиболее эффективные формы и методы воспитания на основе гендерного подхода.



Уважаемые коллеги! Если у Вас есть материалы или Вы хотели бы поделиться накопленным опытом, Смело добавляйте к нам Свои разработки.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
Внимание!!! У вас нет доступа к скачиванию файлов

Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

RAO.kz

Казахстанский педагогический портал




© 2017 - 2019 год