КТП «Изобразительное искусство» 1 класс 2023-2024 учебный год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
1 класс 2023-2024 учебный год
1) в 1 классе 1 час в неделю, в учебном году 33 часов;
7. Содержание учебного предмета сгруппированы в виде 4 блоков для решения единых учебно - воспитательных задач:
1. Блок «Изучаем художественную грамоту» - даёт инструментарий для практической реализации творческих идей:
- восприятие произведений искусства;
- особенности художественного творчества;
- виды искусства;
- жанры искусства;
- представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов Казахстана), выдающиеся представители изобразительного искусства народов Казахстана, восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и мирового искусства;
- представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
- графика, материалы и техника для графики: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;
- приемы и способы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
- умение выражать замысел средствами графики;
- живопись, живописные материалы, и инструменты;
- цвет – основа языка живописи, выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа;
- умение выражать замысел средствами живописи;
- скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа;
- объём – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры,
- умение выражать замысел средствами скульптуры;
- элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина гипс папье маше – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы),
- дизайн и архитектура - разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.), элементарные приёмы работы различными материалами для создания выразительного образа,
- представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека;
- декоративно-прикладное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека, понятие о характере народной культуры;
- разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве, ознакомление с произведениями народного и декоративно - прикладного искусства Казахстана
2. Блок «Изучаем виды искусства» - раскрывает содержание учебного материала:
- композиция, элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве;
- понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции;
- понятие: линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;
- композиционный центр, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;
- роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д;
- многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;
- передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;
- цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
- форма, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;
- объём, объём в пространстве и объём на плоскости, способы передачи объёма, выразительность объёмных композиций;
- ритм, виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);
- ритм линий, пятен, цвета;
- роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритма элементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
3. Блок «Изучаем красоту окружающего мира» - намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий:
- овладение навыками наблюдения, работы с натуры и по памяти; наблюдение природы и природных явлений, а так же явлений окружающего мира; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и зарубежного искусства, (например, произведения А. Кастеева, А.Г. Галимбаевой, К.Т. Тельжанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К. Моне, В. Ван Гога и др.); знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и др.); роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира, образ человека в искусстве разных народов, образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства; мой родной Казахстан, роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа Казахстана, пейзажи родной природы, единство декоративного строя в украшении юрты, предметов быта, орудий труда, костюма; образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ человека, образ человека в разных культурах мира, образ современника, жанр портрета, темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.; художественное проектирование и моделирование предметов вещной среды, использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых и выразительных объектов дизайна и архитектуры.
4.Блок «Творчество» - раскрывает и реализует виды и условия творческой деятельности:
- участие в различных видах презентаций изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности; реализация полученных компетенций в графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве; изображение с натуры, по памяти и воображению; использования навыков художественного конструирования и моделирования в творческих работах; выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в графике, живописи, скульптуре, художественном конструировании и моделировании; использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов; участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
8. Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Cкaчaть документ