Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся является неотъемлемой частью обновления содержания образования.
Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся является неотъемлемой частью обновления содержания образования.
В Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, оценивание определяется как процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев [1].
Данные Типовые правила утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2018 года № 272 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» [2].
Система критериального оценивания ориентирована на получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление ее всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Система критериального оценивания позволяет перейти к реализации следующих задач: − функционирование объективной и прозрачной системы оценивания, способствующей повышению качества образовательных услуг; − формирование единых и качественных механизмов оценивания, соответствующих международным подходам и стандартам; − повышение компетентности учителей в оценочной деятельности; − создание условий для привития навыков самостоятельного обучения и повышения ответственности обучающихся за свое обучение; − предоставление объективной, непрерывной и достоверной информации: обучающимся – о качестве их обучения, учителям – о прогрессе обучающихся, родителям – о степени достижения результатов обучения, органам управления – о качестве предоставляемых образовательных услуг [3].
В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы в 2019-2020 учебном году на обновленное содержание образования перейдут 4, 9, 10, 11 классы.
В помощь учителям-практикам в настоящем пособии систематизированы особенности системы критериального оценивания, принципы разработки критериев оценивания с учетом уровня подготовленности обучающихся, а также представлены методические рекомендации по реализации критериального оценивания учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования