Тип файла
Тип файла
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
Вид объекта
Сфера деятельности
Марка автомобиля
Настройки поиска


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ / НОВОСТИ / Новости образования / МОН РК: Концепция развития образования до 2025 года разработали в Казахстане


File engine/modules/userbox.php is in the folder, which is available to write (CHMOD 777). For security purposes the connection files from these folders is impossible. Change the permissions on the folder that it had no rights to the write. Написать автору
Все материалы
Концепцию развития образования до 2025 года разработало Министерство образования и науки
Концепция предусматривает воспитание нового поколения казахстанцев.

Как отмечает МОН, в системе дошкольного, среднего, технического и профессионального образования привычной является практика заключения обязательных договоров между родителями и организациями с целью регламентации их прав и обязанностей.

Тем не менее, взаимодействие «учитель-ученик-родитель» продолжает носить претензионный характер, имеются различия в понимании обоюдных обязанностей по обучению и воспитанию ребенка, отсутствуют протоколы действий заинтересованных лиц при выявлении фактов домашнего насилия, буллинга и других нежелательных обстоятельств.

Особую роль в формировании благоприятной школьной среды играет классный руководитель. На классных руководителей возложены в основном организационно-координирующие, коммуникативные и контрольные функции. Однако широкий спектр возложенных функций и задач не позволяет эффективно выполнять воспитательную деятельность, — считают в МОН.

Вместе с тем отмечается, что существующие в современном обществе проблемы негативно сказываются на психологическом благополучии детей. Так, большую озабоченность вызывает кризис института семьи.
С сожалением приходится констатировать, что показатели суицида среди казахстанских подростков в возрасте 15−19 лет остаются высокими. По данным ЮНЕСКО, это 11,3 случая на 100 тыс. населения против 8,3 случая в мире). К причинам суицида относятся склонность к рискованному поведению, насилие, психологические травмы детства, стигматизация и отсутствие ориентированных на нужды молодежи служб охраны психического здоровья и квалифицированных специалистов, — говорится в документе.

Казахстанские школьники чаще подвергаются буллингу (32%) по сравнению со своими сверстниками в странах ОЭСР (средний показатель — 23%).

Согласно ЮНИСЕФ, более половины детей столкнулись со случаями виртуального насилия, пропагандой религии и суицида и положительно относятся к знакомствам в социальных сетях.

В этой связи развитие социальных навыков, организация досуговой и общественной деятельности обучающихся и повышение их осведомленности о проблемах психического здоровья остается актуальной задачей, — считают в МОН.

С целью формирования активной гражданской позиции, усиления патриотического воспитания в школе расширяется охват обучающихся в общественно-значимых движениях («Зеленая экономика», «Охрана окружающей среды», «Моя Родина, мой город/село» и др.).

Также обучающиеся вовлекаются в военно-патриотические клубы, детско-юношеские движения («Жас қыран», «Жас Ұлан», «Жас Сарбаз»). В рамках Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» активно развивается волонтерское движение, которое насчитывает порядка 3 тыс. участников.

Данные международных исследований показывают кризис читательской культуры и грамотности общества. В связи с этим по поручению Президента страны Токаева запущен проект «Читающая школа».

Целью проекта является приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки, привитие потребности в систематическом чтении, повышение уровня читательской культуры обучающихся, создание условий для популяризации чтения среди обучающихся, педагогов и родителей.
Наряду с традиционными формами работы по привлечению школьников к чтению (литературно-поэтические вечера, конкурсы чтецов, книжные выставки, библиотечные уроки и др.) внедряются современные формы: литературный марафон, Буккроссинги (акции «Прочитай сам, передай другому»), челленджи, виртуальные книжные выставки, буктрейлеры, создаются коворкинг-центры.

Также подчеркивается важность создания условий развития массового детского спорта и привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

На данный момент из 10 739 дошкольных организаций 2 805 (26%) оснащены спортивными залами, 452 (4%) — бассейнами, 8 365 (78%) — игровыми площадками для занятий физической культурой.

Обеспеченность спортивными залами государственных школ составляет 90%. Вместе с тем в 1 099 школах занятия по физической культуре проводятся в приспособленных спортивных залах. Потребность в спортивных залах имеется в 774 государственных школах, из них 63% в малокомплектных (16 495 детей). Оснащенность школ типовым спортивным оборудованием и инвентарем составляет 27%.

Вместе с тем отмечается ряд проблем:

Недостаточно высокий методический уровень преподавания предметов «Физическая культура» в школе и «Физическое воспитание» в колледжах и вузах.
Недостаточность обеспечения школ, колледжей и вузов профильными учебниками и научно-методической литературой.
Отсутствие учебно-методического сопровождения для учителей физической культуры, обучающих детей в СМГ.
Непредусмотренность механизмов мотивации занятиями массовой физической культурой и спортом.
Отсутствие образцов спортивных знаков для награждения чемпионов и призеров национальных школьных лиг по видам спорта.
Низкий статус результатов сдачи теста президентского уровня готовности выпускниками школ.
Концепция также предусматривает:

развитие способностей ребенка по интересам через дополнительное образование
защиту прав и интересов детей
обеспечение условий безопасной жизнедеятельности ребенка
создание благоприятных условий для педагогов
обеспеченность педагогическими кадрами и модернизация педагогического образования
расширение доступа к дошкольному воспитанию и обучению
создание благоприятных условий и среды обучения в школе
модернизацию содержания среднего образования и др.
Как отмечается, за последние три года численность педагогических кадров по стране достигла практически полумиллиона человек. В 2020 году ряды педагогов пополнили 9 220 молодых специалистов, в 2021 — 11 800 человек.

Несмотря на ежегодный выпуск специалистов в области образования, все еще сохраняется потребность в квалифицированных педагогах. Наибольшая потребность в специалистах наблюдается по предметам «Математика» — 505, «Физика» — 208, «Химия» — 188, «Информатика» — 131, «Русский язык» — 889, «Английский язык» — 404, учителя начальных классов — 558. Остается актуальной проблема сложности привлечения высококвалифицированных педагогов в сельскую местность.

Как следует из документа, с 2015 года численность кадров старше 50 лет и пенсионного возраста выросла в 1,5 раза. Низкая заработная плата не привлекает молодых специалистов, которые имеют опыт работы на производстве, знают технический английский язык, компьютерное программирование, современные производственные технологии.

Также разработан План действий по реализации концепции, который, в частности, предусматривает:

Принятие мер по защите детей от буллинга, от интернет-травли, сексуальных преступлений и суицида.
Усиление деятельности психологических служб организаций образования и школьных служб примирения.
Мониторинг детского благополучия.
Пересмотр нормы и рациона питания воспитанников дошкольных организаций, детских домов и обучающихся ТиПО.
Внедрение и сопровождение программы предупреждения насилия, жестокого обращения, аутодеструктивного, в том числе суицидального и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Реализация комплекса мер по организации отдыха и оздоровлению детей, развитию сети загородных детских лагерей, в т. ч. за счет ГЧП.
Создание и реализация Республиканской службы по оперативному оказанию помощи ребенку.
Создание во всех школах условий для ведения кружковых занятий.
Обеспечение детей-сирот жильем после выпуска из детских домов.
В общей сложности план предусматривает более 200 различных мероприятий.

Посмотреть документ можно на сайте «Открытые НПА», где он размещен для публичного обсуждения до 3 ноября.
Скачать МОН РК: Концепция развития образования до 2025
Для того, что бы получить доступ к файлам, вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

Войти на портал с помощью социальных сетей

Google

Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.