Как и многие казахстанские педагоги, я прошла курсы по обновлённой программе. Чтобы внедрить в свою педагогическую деятельность модуль программы «Оценивание обучения и оценивание для обучения», т.е. формативное и суммативное оценивание, мне пришлось пересмотреть свои взгляды на преподавание и выбрать те пути решения, которые помогли бы во-первых, способствовать повышению качества знаний моих учеников, во-вторых, следить за процессом продвижения своих учеников к целям их учения, в- третьих, помогло бы мне как учителю, корректировать весь учебный процесс и донести до учащихся ответственность за улучшение своего образования. Ведь на занятиях нас знакомили в основном с теоретическим материалом, а на практике весь процесс формативного оценивания исходил из интуитивных представлений, поэтому сам процесс формативного оценивания на моих уроках носит произвольный характер. Поэтому «методом проб и ошибок» я приобрела свой пока еще маленький опыт работы по данному модулю.
Роберт Стейк о формативном оценивании говорил так: «Когда повар пробует суп – это формативная оценка; однако если суп пробует или ест эксперт – это уже суммативная оценка».
Иначе, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, а суммативная оценка представляет собой конечный результат (продукт) в реальном мире. Формативное оценивание на уроках в начальной школе помогает мне как учителю отследить процесс продвижения учащихся к целям, поставленных ими же в начале урока и осознать степень ответственности за свое образование. Что же такое формативное оценивание? «Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определенного этапа на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» (Руководство учителя, с. 163). Другими словами формативное оценивание- процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения. Целью формативного оценивания является коррекция деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов полученных в процессе обучения и предлагает постановку задач совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.