Педагогическая копилка

9 класс: разбор СОР-3 по физике на тему "Основы динамики"

Суммативное оценивание по разделу «Основы динамики» для 9 класса

Контрольная работа проверяет понимание ключевых законов динамики, включая инерцию, силы, ускорение и системы отсчета. Ниже приведены задания с подробным объяснением решений.

1. Анализ движения мяча в поезде

  • 1-й случай: Если мяч катится вперед по направлению движения поезда, значит, поезд начал замедляться (торможение).
  • 2-й случай: Если мяч катится против направления движения, поезд ускоряется (возросла скорость).

2. Разница тормозных путей автомобилей

Грузовой автомобиль имеет больший тормозной путь, чем легковой, при одинаковой скорости из-за:

  • Большей массы (по 2-му закону Ньютона, F=ma → при равной силе трения ускорение меньше).
  • Иногда — меньшей эффективности тормозной системы.

3. Инерциальные системы отсчета

  • а) Инерциальная система — система, где тело сохраняет состояние покоя или равномерного движения при отсутствии внешних сил.
  • b) Правильный ответ: A (равномерное прямолинейное движение). Варианты B, C, D описывают ускоренные системы, где появляются фиктивные силы (например, центробежная).

4. Второй закон Ньютона и расчет силы

  • а) Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил и обратно пропорционально массе: F = m·a.
  • b) Решение:
    1. Находим массу: m = F₁/a₁ = 30 Н / 3 м/с² = 10 кг.
    2. Новая сила: F₂ = m·a₂ = 10 кг × 6 м/с² = 60 Н.

5. Расчет веса тела при ускоренном движении

  • а) При движении вверх: P = m(g + a) = 3 кг × (10 + 4) = 42 Н.
  • b) При движении вниз: P = m(g - a) = 3 кг × (10 - 4) =