9 класс: разбор СОР-3 по физике на тему "Основы динамики"
Суммативное оценивание по разделу «Основы динамики» для 9 класса
Контрольная работа проверяет понимание ключевых законов динамики, включая инерцию, силы, ускорение и системы отсчета. Ниже приведены задания с подробным объяснением решений.
1. Анализ движения мяча в поезде
- 1-й случай: Если мяч катится вперед по направлению движения поезда, значит, поезд начал замедляться (торможение).
- 2-й случай: Если мяч катится против направления движения, поезд ускоряется (возросла скорость).
2. Разница тормозных путей автомобилей
Грузовой автомобиль имеет больший тормозной путь, чем легковой, при одинаковой скорости из-за:
- Большей массы (по 2-му закону Ньютона, F=ma → при равной силе трения ускорение меньше).
- Иногда — меньшей эффективности тормозной системы.
3. Инерциальные системы отсчета
- а) Инерциальная система — система, где тело сохраняет состояние покоя или равномерного движения при отсутствии внешних сил.
- b) Правильный ответ: A (равномерное прямолинейное движение). Варианты B, C, D описывают ускоренные системы, где появляются фиктивные силы (например, центробежная).
4. Второй закон Ньютона и расчет силы
- а) Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил и обратно пропорционально массе: F = m·a.
- b) Решение:
- Находим массу: m = F₁/a₁ = 30 Н / 3 м/с² = 10 кг.
- Новая сила: F₂ = m·a₂ = 10 кг × 6 м/с² = 60 Н.
5. Расчет веса тела при ускоренном движении
- а) При движении вверх: P = m(g + a) = 3 кг × (10 + 4) = 42 Н.
- b) При движении вниз: P = m(g - a) = 3 кг × (10 - 4) =