Letyshops [lifetime]

Критериальное оценивание в школе Казахстана


Опубликовал(а): Moderators, 4.01.2019
Категория: НОВОСТИ, 96, 0

Критериальное оценивание в начальной школе: понятие и виды

Критериальное оценивание уже второй год применяется в казахстанских школах. Однако еще не все родители и дети понимают принципы определения уровня знаний по такой методике. Если решили разобраться с вопросом, что такое критериальное оценивание, тогда предлагаем рассмотреть основные виды и понятия этой учебной технологии.
Современное общество нуждается в людях знающих, умных, способных анализировать и быстро осваивать новые технологии. От этого зависит прогресс. Формирование этих качеств — главная задача школы.
В связи с этим возникла животрепещущая необходимость реформировать систему образования. Стало ясно, что поверхностные изменения (иные учебные планы, новые предметы) будут малоэффективны, если не поменять отношение к ученику, в первую очередь к оценке его знаний, умений и навыков.

Многие родители сталкивались с тем, что учителя выставляют детям оценки субъективно. Бывает, что учительница рассержена на избалованного ребенка и, чтобы наказать его, ставит балл ниже, чем на самом деле он того заслуживает. Могут быть мотивы и похуже, когда речь идет о коррупции. Чаще всего педагог ставит оценку, исходя из среднего показателя уровня знаний школьников, не ориентируясь на уровень личных достижений каждого ученика.

Кроме того, в обществе изменилось отношение к оценкам. Когда устраиваешься на работу, когда делаешь карьеру, школьный аттестат (да и выписка к диплому) играет малозначительную роль. Работодателей в первую очередь интересует, что знает сотрудник, что умеет, насколько он усерден и прилежен, целеустремлен ли, подходит ли креативно к решению рабочих задач, заинтересован ли в самообразовании и самосовершенствовании.
Вот эти причины и привели к созданию новой методики, помогающей определить уровень знаний учащихся. Критериальное оценивание — это технология определения личных достижений ученика в освоении знаний и формировании навыков посредством сопоставления с эталоном — критериями, которые соответствуют задачам обучения и изучаемому материалу.
Критерии вырабатываются коллективно. Они известны всем, кто участвует в процессе обучения, — школьникам, родителям, педагогическому коллективу, школьной администрации.

Цель такого оценивания — объективно определить познавательные и учебные компетентности ребенка. Эта технология предполагает решение таких практических задач:
  1. Определение уровня подготовки учащегося на каждом этапе освоения материала по типу знание/незнание.
  2. Отображать индивидуальную результативность ученика.
  3. Контроль за динамикой личных достижений школьника, его прогресса. Это позволит корректировать развитие ребенка.
  4. Стимулировать ответственность детей за результаты обучения.
  5. Мотивировать детей к ученью.
  6. Распределить значимость оценок, выставленных за различные виды работ.
  7. Наладить связь между педагогами, школьниками и их родителями, чтобы получать объективную картину развития ребенка, его школьных достижений.
Главные особенности такого оценивания — это:
  • объективность;
  • приоритетность самооценки;
  • направленность на развитие;
  • достоверность;
  • ясность;
  • обоснованность.
Существует два вида определения учебной результативности:
  • Формативное.
Проводится на протяжении всех занятий. Его задание — скорректировать деятельность ученика и педагога путем изменения учебных заданий, чтобы улучшить результаты ребенка.
  • Суммативное.
Проводится по завершении конкретного учебного периода (разделов, четверти, семестра, учебного года). На протяжении четверти дети изучают несколько больших тем, за которые учитель выставляет итоговые оценки. В конце четверти ( и учебного года) педагог также выставляет суммарный балл.
Оценка при критериальном оценивании перестает быть репрессивным способом контроля за учебной деятельностью ребенка. Она приобретает стимулирующее и корректирующее значение. Дети понимают, какого уровня достигли, и получают мотивацию к улучшению показателей.
При такой технологии определения уровня знаний и умений детей повышается объективность оценивания, потому что сами учащиеся принимают непосредственное участие в этом процессе.

Это становится возможным благодаря применению различных видов оценок. Кроме фиксирующей оценки, выставленной учителем, есть еще такие виды оценок:
  • рефлексивная оценка (или самооценка) определяется ребенком самостоятельно. Он четко видит, что умеет (согласно критериям) и к чему нужно стремиться;
  • прогностическая оценка — это оценка, которую дает своим умениям и знаниям сам ученик, когда ему предстоит решить ту или иную задачу;
  • ретроспективная оценка — оценка, которую выставляет сам себе ученик за уже выполненное задание;
  • констатирующая оценка — оценка, которую получает школьник после выполнения контрольных, самостоятельных и прочих итоговых видов работ.
Таким образом, дети четче видят учебные цели, учатся объективно оценивать свои возможности, получают мотивацию для роста и саморазвития.

Организация критериального оценивания в начальной школе

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся в 2016 году начали осваивать все первые классы казахстанских школ.
Учителя применяют различные методы и приемы, чтобы повысить результативность обучения каждого ребенка, научить его объективно оценивать свои успехи и достижения одноклассников, выработать ответственное отношение к оцениванию себя и других ребят.

Кроме учительского контроля, применяются такие формы контроля за успеваемостью, как самоконтроль и взаимоконтроль. Они позволяют детям развиваться, ставить цели в обучении и достигать их, сопоставлять свои знания и умения с аналогичными результатами одноклассников.

Оценочная деятельность детей формируется таким образом:
  1. Педагог ставит перед детьми задачу: что необходимо выполнить, где можно использовать навык, который они приобретут.
  2. Составляет и предлагает детям алгоритм выполнения задания (шаги, последовательность).
  3. Формулирует критерии оценивания (своеобразный чек-лист).
  4. Рекомендует определенную форму оценивания.
  5. Учитель анализирует успешность ребенка и советует, что необходимо откорректировать или к какому результату ученик должен стремиться.
Чтобы детям было интересно проводить самооценку или оценивать одноклассников, разработаны и применяются различные приемы и подходы. Вот наиболее популярные среди них:
  • Волшебная линеечка.
В тетради или на листах с заданием ребенок чертит линейку, на которой есть три отметки (справился; справился, но с ошибками; не справился).
Ребенок самостоятельно ставит крестик на той отметке, которая соответствует уровню его умений и знаний, а учитель, проверяя задание, подтверждает эту оценку или ставит свою.
  • Линейка достижений.
Ребенок самостоятельно оценивает свою результативность в сравнении с предыдущими данными.
  • Таблица учета своих знаний.
Ученик указывает, чему научился, и видит, к чему нужно стремиться.
  • Оценочные листы.
В них выставляют, согласно критериям, оценки за выполненные задания. Такие листы применяются как для самоконтроля, так и для взаимного контроля.

Это некоторые приемы, которые используют учителя на уроках, чтобы стимулировать познавательную деятельность детей.

Кроме этого, чтобы наладить контакт (обратную связь) с детьми, педагоги используют прием «Светофор», когда ученики сигнализируют учителю разными цветами о своей степени понимания материала. Таким образом, учитель может скорректировать изложение темы.
Внедряемая технология выдвигает определенные требования к учителю и ученику. Организовывая учебный процесс, педагог должен уделить особое внимание таким этапам:
  1. Формулировке целей и задач, которые преследует при изучении той или иной темы, то есть что должны знать и уметь дети.
  2. Подбору заданий, которые формируют определенный навык.
  3. Созданию алгоритма действий для решения учебных задач.
  4. Совместной с детьми выработке критериев оценивания и совместному подведению итогов.
  5. Формированию плана дальнейшего совершенствования учеником навыков. Этот этап также реализуется коллегиально с учащимся.
На всех этих этапах педагог контактирует с учащимися. Каждый ученик:
  • определяет план работы на уроке;
  • осваивает предложенный учителем алгоритм решения задач, демонстрирует (проговаривает) понимание каждого шага, который должен выполнить, чтобы получить результат;
  • участвует в формулировании критериев оценивания;
  • производит самооценку и оценку деятельности одноклассников;
  • формулирует задачи перспективного плана своей учебной деятельности.
Оценивая преимущества критериального оценивания, можно отметить, что такая технология существенно снижает уровень тревожности ребенка: он перестает воспринимать оценку как наказание или поощрение. Оценка приобретает объективное значение: учитель и родители видят, насколько успешно ребенок овладевает знаниями и приобретает навыки.
Кроме того, ребенок из пассивного участника учебного процесса превращается в активного. Он принимает активное участие в формировании собственных учебных целей, видит прогресс и строит планы относительно повышения своего образовательного уровня. Изменяется роль учителя: из карающей инстанции он превращается в консультанта и помощника, который направляет ученика.
Насколько результативна эта методика, покажет ближайшее время. Как и любое новшество, она имеет свои плюсы и минусы. Однако ее внедрение демонстрирует гуманизацию образования, нацеленность на результат.







  • 2

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, YouTube и RSS чтобы быть в курсе последних новостей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
© 2018-2019. Rao.kz — Казахстанский Методический портал
Обратная связь:

S: Техническая поддержка

E info@rao.kz

Megakassa