Тип файла
Тип файла
Тип файла
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
Вид объекта
Сфера деятельности
Марка автомобиля
Настройки поиска


Педагогический портал / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / Логопеду / ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к членам этого общества. Так, современному человеку, чтобы быть социализированным, т.е. быть частью общества, необходимо обладать умением поддерживать и организовывать коммуникации с целью решения любых жизненно важных вопросов, связанных с получением информации. Именно навыки коммуникации позволяют современному ребенку адаптироваться в окружающем его мире. Особенно важным является речевое развитие как важнейший инструмент социализации детей с задержкой речевого развития.
Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что речь и мышление человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. В исследованиях А. Бодалева, А.А. Буевой, JI.С. Выготского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. доказано, что речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли. Вот почему важно способствовать речевому развитию ребенка, а поиск средств развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития является одной из актуальных проблем логопедии и дефектологов.
Особенности речевого развития младших школьников с задержкой речевого развития исследован в работах психологов, педагогов, дефектологов (М.И. Лисиной, А.А. Бодалева, А.А. Кидрона и др.). Такие дети имеют затруднения в коммуникации, их отличает неразвитость речевых умений, затруднения в организации речемыслительной и познавательной деятельности. Указанные факторы препятствуют социализации таких детей.
Характерной для таких детей является специфическая недоразвитость всех компонентов речи, нарушение структуры речевого высказывания, что не позволяет обеспечить коммуникацию, затрудняет формирование навыков общения, оказывая негативное влияние на все виды деятельности [2].
В исследовании А.А. Бодалева выявлены затруднения речевого развития у детей с задержкой речевого развития.. Для них характерно отсутствие речевой инициативы, недостаточность речемыслительных средств, развитие речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.
Процесс развития обладает закономерностью и объективностью и подразумевает непрерывность, проявление активности в деятельности. Применительно к развитию личности школьника это означает, что в результате создания условий и саморазвития субъекта в нем осуществляется процесс качественного преобразования личности: перестройка психических процессов, появление новых мотивов и интересов, устойчивых характеристик в психических состояниях человека, которые начинают положительно влиять на процесс обретения последним новых психических свойств в личности. В педагогике понятие «развитие» характеризуется степенью или уровнем развития умений и навыков. Следовательно, можно говорить о развитии, как об управляемом процессе организации перехода от одного качественного уровня к другому.
В работах исследователей выявлено, что на развитие речи детей с задержкой речевого развития влияют определенные условия и внешние объективные причины. Это средовые условия раннего воспитания в специализированном коррекционном учреждении (отсутствие эмоционального общения); исходный уровень готовности ребёнка к коммуникации; особенности замкнутого круга общения в закрытом коррекционном заведении; отсутствие мотивации к общению вследствие психической заторможенности и пр. (В.П. Глухова).
Наблюдение за школьниками младших классов с задержкой речевого развития. показало: дети почти никогда не инициируют общение, имеют недоразвитость речи, узкий круг интересов, низкую мотивацию, стеснительность, не умеют начать беседу, задать вопрос, не понимают вопрос собеседника и поэтому не могут ответить, отсутствует концентрация внимания и поэтому не слушают вопрос, не умеют отвечать на вопрос и просто повторяют часть вопроса, порой не отвечают вовсе; легко отвлекаются, перестают слушать, забывают, о чем они только что говорили. Они не пользуются невербальными средствами, имеют вялую и однообразную мимику и жесты.
Характеризует речь бедный словарный запас (бытовая тематика), испытывают трудности в диалогической речи, часто меняют виды деятельности, суть разговора не удерживают. Монологическая речь присутствует у небольшой части детей, отличается крайней косностью, бессмысленностью.
Рассмотрев речевое развитие младших школьников, мы выявили его особенности. Наблюдение за детьми позволило выявить затруднения, которые испытывают школьники с задержкой речевого развития в процессе общения, охарактеризовали особенности их речи.
Выявленные проблемы и трудности в осуществлении коммуникации младшими школьниками с задержкой речевого развития обусловили необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, развитию речевых умений и навыков.
Список литературы:
1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А. А. Максимова, Начальная школа, 2005. № 1.
4. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Плетнев, И. В. Белякова. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2011.
5. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. М.: Просвещение, 2000.

Скачать ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для того, что бы получить доступ к файлу, вам необходимо выполнить

Авторизация на портале с помощью социальных сетей

Вконтакте Google @ Mail.ru Яндекс


Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
14 посетителей на сайте. Из них:
Гости5
Роботы9